2020

Мои Комнаты.

Галерея Futuro. Нижний Новгород. Россия.

Наша культура зиждется на избытке, перепроизводстве; в результате — неуклонная потеря остроты восприятия. Все условия современной жизни — ее материальное изобилие, сама ее перенаселенность — действуют заодно, притупляя наши чувства. <…> Сегодня главное для нас — прийти в чувство. Нам надо научиться видеть больше, слышать больше, чувствовать больше.

 

Сьюзен Сонтаг. Против интерпретации. 1964

 

 

Новый проект Кати Царевой «Мои комнаты», подготовленный специально для галереи FUTURO, посвящен этике и эстетике пространства. Серия живописных работ, объекты, а также масштабная инсталляция в главном зале галереи представляют современную переработку наследия архитектуры и дизайна позднего модернизма, превратившегося из доминирующей доктрины в язык художественной повседневности.

 

Пространство является лейтмотивом искусства Кати Царевой: замкнутые комнаты с уходящей вглубь картины перспективой, преображающиеся с помощью архитектурных объемов и света выставочные залы, интерьеры внутри видеоработ. Художница обращается к модернистской эстетике пространства, обостряя с помощью живописных приемов внутренний конфликт между артикуляцией чистых форм и их механистической сущностью. Строгие геометричные объемы покрывают нарочито случайные подтеки краски, а поверхности обрастают неряшливыми фактурами, максимально усиливая ощущение дискомфорта и пластического несовершенства.

 

Идеальное пространство адресовано универсальному человеку. В пространствах Кати Царевой, утративших или не обретших безупречную чистоту, тело человека и окружающие его предметы и растения также подвергаются драматичным деформациям: принимают неестественное положение, теряют четкий контур, расплываются в цветовых пятнах. Несмотря на очевидные отсылки к архитектуре ХХ века, художница говорит о дне сегодняшнем: будущее, некогда проектируемое модернизмом, сегодня стало современностью, герои которой продолжают сопротивляться нормативным стандартам. Так, выход за рамки правил и стереотипов отчетливо прочитывается в фигурах изображенных на картинах женских персонажей.

 

Основным медиумом Кати Царевой неизменно остается живопись, а остальные художественные техники и жанры — объекты, инсталляции, видео — являются либо эхом уже существующих живописных работ, либо моделями для будущих. Объемно-пространственные вещи не призваны дублировать живописные методы, однако содержат дополнительную информацию о цветах и материалах, к которым обращается художница. В материалах, в частности, ярко проявляется позиция в отношениях человека и природы, которые Катя Царева рассматривает как симбиоз естественного и искусственного мира, образующий в современной реальности единое целое.

 

Екатерина Царева: «Я глубоко влюблена в современный мир — мир, который мы создаем каждый день, о котором мечтаем! Его линии и формы по-настоящему захватывают меня: от лаконичной геометрии городских ландшафтов до выверенной формы дверной ручки. Я создаю образы с чистого листа, изображая нечто одновременно существующее и несуществующее. Я создаю образы пространств, посредством которых передаю гармонию и напряженность, волнительные текучие образы, эстетику чистоты».

 

Алиса Савицкая

  • Facebook
  • Instagram